Успешные практики

“Эффективные способы организации исследовательской деятельности младших школьников”.

Зинченко Юлия Ивановна  

учитель начального общего образования МБОУ “Гимназия № 1”.

С целью создания благоприятных условий для организации максимально самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников, нами  разработана  методика, в основе  которой  применяется матричный подход к организации исследования. С данной методикой  продуктивно работает учитель начальных классов Зинченко Юлия Ивановна. Успех в работе педагога выражается высокой результативностью в организации исследовательской деятельности младших школьников: победы и призовые места в школьных, городских и всероссийских научно-практических конференциях, обобщение опыта по теме на базе городского методического объединения, победы в профессиональных конкурсах, распространение данного опыта в рамках городского мастер-класса (смотреть).

Приложение 5-9 (смотреть)
Приложение 10 (смотреть)

“Организация литературной творческой деятельности младших школьников как условие успешной самореализации личности”.

Сень Ольга Александровна

учитель начального общего образования МБОУ “Гимназия № 1”.

Цель практики развитие творческих литературных способностей обучающихся начальной школы, формирование метапредметных и личностных универсальных учебных действий.

В основу методики проведения  занятий легла программа по развитию литературных способностей Шайбулатовой Т.Л., руководителя РОО «Союз писателей Таймыра в Красноярском крае», члена Союза писателей России.

Актуальным в педагогическом процессе является использование методов и методических приемов, которые способствуют формированию у школьников навыков самостоятельного «добывания» новых знаний, развитию метапредметных компетенций. К таким универсальным учебным действиям необходимо отнести речевую деятельность, работу с информацией, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, обобщения (смотреть).

Квалиметрии (смотреть)

Чумак Кристина Юрьевна

учитель русского языка и литературы МБОУ “Гимназия № 1”.

Цель практики – развитие коммуникативной, творческой компетенций обучающихся и оказание помощи в самоопределении.

Характерная черта практики – организация учебных и внеучебных занятий на основе метапредметного подхода в рамках реализации технологии творческих мастерских. Во время уроков обучающиеся знакомятся с такими фундаментальными образовательными объектами, как функция, роль, фигура, имя, предмет, проблема и многими другими, при этом погружаясь в атмосферу, позволяющую осуществить знакомство с новой темой. Темы могут быть самые разнообразные: «Хулиганство футуризма», «Зимний лес», «Театральные кулисы», «Редакторский, исследовательский центр» и другие. Во время познания нового теоретического материала, обучающиеся «примеряют» разные социальные роли, такие как редактор, исследователь, турист, художник, музыкант, режиссер, актер. Любой урок, проведенный в рамках образовательной технологии творческих мастерских, предполагает последующий анализ мироощущения обучающихся, побывавших в той или иной социальной категории. Кто-то осознает сразу, что некомфортно было заниматься осуществляемой деятельностью, кто-то желает еще раз попробовать, чтобы определиться с выбором, кто-то признает, что занимался интересным делом и с удовольствием выполнял свои обязанности. Полученный на уроках опыт обучающиеся могут применять и на других предметах, в чем и проявляется метапредмет (смотреть).

“Организация математического образования в гимназии на основе личностность-ориентированного подхода и использование средств занимательности”.

Приоритетным направлением профессиональной деятельности учителей математики Дудиной Анны Евгеньевны, Лиходеевой Лидии Анатольевны, Никольской Галины Юрьевны, Плотниковой Марины Валентиновны является создание условий для формирования у обучающихся самостоятельного мышления через развитие познавательной, интеллектуально-творческой и исследовательской деятельности. Работу в данном направлении они осуществляют в контексте развития гимназии как инновационного образовательного учреждения.

Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель базового школьного образования. Изменившиеся цели обучения, направленные на развитие личности школьника, изменения в содержании образования влекут за собой и изменения в формах и методах обучения. Отсюда вытекает необходимость создания качественно новой системы обучения, в которой ведущим является личностно-ориентированное образование, то есть такое обучение, в котором во главу угла ставится личность ребенка. Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, дифференцированный подход в обучении к каждому ребенку с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и способствуют созданию воспитательной среды. Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить шанс каждому ученику развить свои потенциальные возможности (скачать).

“Межпредметная интеграция как средство формирования креативного мышления”.

Казакова Марина Геннадьевна

учитель русского языка и литературы МБОУ “Гимназия № 1”

Дудина Анна Евгеньевна

учитель математики МБОУ “Гимназия № 1”.

Создавая свои литературные произведения, за основу улиписты берут такие математические формы, как перестановки, последовательности, пределы, матрицы, топологические структуры и фракталы.

Интерес к идеям этого объединения и вылился сначала в совместные исследовательские работы, а затем в уроки.

Оказалось, что наша «случайная» интеграция очень хорошо вписалась в требования времени. Концепция современного образования и требования ФГОС предполагают, что «школа должна формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также обобщённые способы учебной деятельности, обобщённые способы познания…» (скачать)

“Эффективные способы организации коллективного проектирования во внеклассной деятельности младшего школьника как ресурс создания комфортной образовательно-развивающей среды”.

Максимова Ирина Владимировна

учитель начального общего образования МБОУ “Гимназия № 1”.

Ирина Владимировна на протяжении девяти лет работает над созданием собственной методики организации проектной деятельности в начальных классах. В основу методики легли труды Р.И.Сизовой, И.Н.Меняевой, М.М.Поташника и других.

Педагог разработал эффективные оргмеханизмы работы с детьми младшего школьного возраста по организации проектирования: матрицы на основе алгоритмизации, клишеизации, схематизации. Особое внимание уделено созданию инструментария, способствующего формированию целостного представления ребенка о проектной деятельности, а также смысловому освоению детьми на своем уровне теоретических понятий проектирования в соответствии с возрастными особенностями.

С целью отслеживания результативности работы в данном направлении Максимова И.В. разработала диагностические материалы или так называемые альтернативные оценочные методики измерения уровня сформированности заданных компетенций (квалиметрические методики).

Представляемые материалы по организации проектной деятельности в начальной школе будут полезны не только учителям начальных классов и воспитателям групп продленного дня, но и классным руководителям основной и старшей школы. (скачать)

Приложение 1-4 (смотреть)

Приложение 5.1 (смотреть)

Приложение 5.2 (смотреть)

Приложение 5.3 (смотреть)