Основные сведения

“Детское Объединение Музея – ДОМ” – это  добровольное объединение обучающихся гимназии, имеющих способности и стремления к творчеству, интеллектуальной и исследовательской деятельности.

Хиясова Гульнур Шаммухаметовна, руководитель музея традиционного народного быта и творческого объединения “ДОМ – Детское Объединение Музея”.

Приказ о создании музея от 01.09.2015 г. № 01-05/150 (смотреть)

Положение о музее традиционного народного быта МБОУ “Гимназия № 1” (смотреть)

План работы музея традиционного народного быта на 2021 – 2022 учебный год (смотреть)

Положение о творческом объединении “ДОМ – Детское Объединение Музея” (смотреть)

Духовность – это то, во имя чего или кого мы живём, а нравственность – по каким правилам мы живём. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. И мы, педагоги, должны привить детям неискажённые понятия добра и зла, любовь к ближнему, почтительное отношение к старшим, любовь к Родине, уважительное отношение к её истории и культуре. Ведь известно, что культура – это образ народа. Мы передаём лучшее, самое дорогое детям, они, в свою очередь, своим детям… Так сохраняются отеческие традиции. Культуру, самобытность может спасти только сам народ. Для каждого народа одной из самых главных задач является сохранение культурных традиций и передача их от старшего поколения к младшему. Великая русская культура, которую мы наследуем и должны сохранить, приумножить и тоже бережно передать новым поколениям, богата духовными традициями.

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далекое прошлое с настоящим. И педагоги гимназии на протяжении нескольких лет успешно реализует данное направление в образовательной деятельности через организацию работы музея традиционного народного быта на основе коллекции предметов, собранной Л.П.Васильченко, которая включает более 100 предметов традиционного быта русского, украинского, белорусского народов XIX-XX вв.

Сегодня музей – это творческая площадка, на которой создаются выставки, телепроекты, игровые программы, конкурсы. Главная задача совместной деятельности педагогического коллектива и школьного музея – помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память, уважительно относиться к своим древним корням, чтить и уважать традиции предков, а самое важное – систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

С целью воспитания и развития личности обучающихся мы реализуем возможности школьного музея через информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую функции. Основные формы работы: экскурсия, творческие уроки общения с экспонатами, интерактивные викторины, уроки мужества, уроки памяти с привлечением музейных экспозиций. Благодаря интерактивным пространственным перемещениям, оптимальному использованию зон музея, включению песен, сказок, загадок и других видов народного творчества как средства воспитания народной культуры, а также организации игровой деятельности на основе методических материалов, изложенных в книге Л.П.Васильченко “Природа славян”, удается значительно повысить познавательную активность воспитанников.

Основатель нашего краеведческого музея и автор книги “Природа славян” – Людмила Павловна Васильченко раскрывает в своей работе содержание, смысл и значение семейных праздников, календарных обрядов, народных увеселений и много другое. Весь материал характеризует жизнь наших далёких предков, эмоционально богатый и наполненный духовным содержанием. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки.

Обучающиеся, проявившие интерес к музею, в рамках работы творческого объединения “ДОМ” пользуются его фондами и пишут доклады, рефераты, проводят экскурсии, конкурсы, принимают участие в краеведческих состязаниях и конференциях различных уровней. Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, а также в поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозициях, учатся приносить пользу другим людям, обществу. С каждым разом наблюдается рост количества обучающихся, желающих принять участие в музейных мероприятиях.

В музейной комнате гимназии действует постоянный раздел “ДОМ”, где представлены хозяйственная и кухонная утварь, мебель, посуда, текстиль, образцы традиционных художественных промыслов, народные и авторские куклы. Как говорила, Васильченко Людмила Павловна: “Лишних вещей в доме не было. Лишние вещи уже создавали хаос и ненужную заботу о себе. Вся мебель и утварь сотворены были из экологически чистых материалов, то есть дышащих, легких, полезных для здоровья, а если в них еще и заложены при изготовлении энергетические усилия и смысл, то при правильном, уважительном обращении с ними человек получал положительные заряды. В доме получалась гармония материального и духовного, где жили в согласии мера, красота и простота”. Считалось, что единственным украшением в доме должен быть святой уголок.

26 августа 2014 года Епископ Норильскиий и Туруханский осветил наш “ДОМ” и подарил икону первого Сибирского святого Василия Мангазейского, который помогает нам в воспитании наших гимназистов. Ему молятся о прекращении вражды между людьми и защите от несправедливых наветов, об укреплении веры и спасении души.

В выставочной зоне музея действуют сменные экспозиции, которые оформляются в рамках календарно – тематических дел, памятных дат, музейных конкурсах.

Партнеры музея: станция детского и юношеского туризма и экскурсий, ВГТРК “Норильск”, Музейно-выставочный комплекс “Музей Норильска”, МКУ “Норильский городской архив”, ООС “Защита жертв политических репрессий”, ОО “Союз ветеранов Афганской войны и локальных конфликтов”, публичная библиотека и общеобразовательные учреждения города.